Испытания первого и пока единственного скоростного поезда отечественного производства прошли на днях на Южной железной дороге. Вагоны для нового состава разработал и изготовил Крюковский вагоностроительный завод (г. Кременчуг), а в роли «тягловой силы» выступил модернизированный электровоз ЧС-7 №185 электровозного депо Харьков-Октябрь.
...Серебристо-серый состав плавно подошел к первой платформе Южного вокзала и бесшумно открыл двери вагонов, приглашая внутрь собравшихся на ночном перроне журналистов. Никакого шипения, лязга и грохота. Вместо тесного полумрака в тамбуре — светло и просторно. Ощущение увеличенного пространства объясняется еще и тем, что соседние тамбуры не разъединены дверями, а представляют собой как бы одно целое, так что переходить из одного вагона в другой пассажиры поезда могут, не испытывая ровным счетом никакого дискомфорта. Чтобы попасть в салон вагона к рядам удобных голубых кресел, достаточно нажать небольшую светящуюся кнопку в ручке прозрачной двери — и она мягко отойдет в сторону. Иными словами, с «хлопаньем» дверей, так раздражающим наших пассажиров в железнодорожных путешествиях, здесь покончено раз и навсегда.
Для улучшения качества освещения в салонах дополнительно к центральным рядам ламп над окнами укреплены светодиодные полосы. А комфортную температуру воздуха в вагонах создает климатическая система нового образца, которая в летнее время работает на охлаждение как кондиционер, а в зимнее — на обогрев как тепловой насос. Кстати, тамбуры тоже обогреваются. Для регулирования мощности освещения, температуры воздуха в салонах предусмотрены панели с сенсорными кнопками, с помощью которых также можно выйти на связь с машинистом. Электронные табло сообщают пассажирам данные о температуре воздуха в салоне, названия станций, на которых останавливается поезд, и другую полезную информацию. Похожими светящимися табло — с указанием номера поезда и его маршрута — снабжены и внешние стороны вагонов, что придает поезду еще более «космический» вид. Кстати, корпуса вагонов сделаны из нержавеющей стали с гарантийным сроком службы 50 лет (для сравнения — срок службы пассажирских вагонов, которые эксплуатируются сегодня, в т.ч. в «Столичных экспрессах», составляет 28 лет).
Но, безусловно, комфорт и красота — еще не самое главное в межрегиональных скоростных поездах, название которых говорит само за себя. Чтобы проверить новый состав «в деле», специальная комиссия под председательством начальника ЮЖД Виктора Остапчука отправилась на нем в опытную поездку по маршруту Харьков — Симферополь — Харьков. В пути специалисты Южной дороги и вагоностроительного завода проверяли плавность движения поезда, состояние шумоизоляции в вагонах, работу тормозного оборудования, раздвижных дверей, специальных подъемников для пассажиров-колясочников и т. д. — в общей сложности более 40 параметров. Проверили и влияние состава, движущегося со скоростью 160 км в час, на путь, контактную сеть, работу средств электрической централизации, автоматической блокировки, поездной радиосвязи, ведь совсем скоро всей этой инфраструктуре предстоит ежедневно обеспечивать надежность и безопасность движения скоростных поездов.
— «Экзамен» этот поезд сдал, — отметил по окончании испытательной поездки первый заместитель начальника ЮЖД Виктор Кузьменко. — Выявлены и незначительные недоработки, которые не влияют ни на безопасность движения, ни на скорость, ни на комфорт, и будут очень быстро устранены. Я думаю, пассажиры останутся довольны поездкой в таких вагонах и не почувствуют усталости. Это поезд совершенно нового поколения, он значительно отличается от тех экспрессов, которые мы запустили ровно десять лет назад. Мне приятно отметить, что новые поезда обкатываются именно у нас, на Южной дороге, которая является основоположником скоростного движения в Украине.
Как рассказал представитель Крюковского вагоностроительного завода Валерий Трамбовецкий, на изготовление вагонов нового образца заводу потребовалось около года, а замыслы и проекты, в которых заложены идеи мирового вагоностроения, появились еще раньше. В работе над созданием поезда принимали участие многие фирмы, в том числе и «Хартрон-Экспресс», специализирующийся на электронной «начинке» для оснащения железных дорог.
Предполагается, что новый скоростной состав начнет курсировать по маршруту Харьков — Киев уже с первой декады февраля.
Справка: Общее количество мест — 726. В составе нового скоростного поезда 9 вагонов:
— два вагона 1 класса (по 64 места),
— два вагона 1 класса с салоном для VIP-пассажиров (по 52 места плюс 8 мест для VIP-пассажиров),
— три вагона 2 класса (по 94 места),
— один вагон 2 класса, приспособленный для перевозки пассажиров в инвалидных колясках (82 места и 2 места для инвалидов),
— один вагон 3 класса (112 мест).
Татьяна Буряковская