В минувшие выходные, собираясь всем семейством на спектакль-сказку «Подарок» в Харьковский областной театр для детей и юношества, мы настраивались на яркую детскую историю, но все же в необычной, быть может, философской интерпретации.
Небольшая рецензия на спектакль в одной из газет заставила выбрать из многообразия культурно-массовых предложений харьковских театров именно его —
«спектакль о маленьком мальчике Мише, которому родители уделяют мало внимания, стараясь компенсировать это подарками. В свой шестой день рождения Миша получает от деревенского дедушки Тараса плюшевого медведя Кузю. Говорящий медвежонок становится лучшим другом Миши». Звучит современно, что называется, на злобу дня.
Начиналось хорошо. Перед спектаклем порадовало и приятно удивило небольшое представление-игра для всей детворы в холле театра. Показалось, что актеры в забавных, хотя и изрядно потертых, костюмах были искренними и им действительно нравилось прыгать, петь, дурачиться.
…И вот начинается сказка. Тут снова бросились в глаза костюмы актеров. Хотя костюмами их назвать очень сложно – ассортимент очень дешевого рынка в самый захудалый, кризисный год. Хотя нет, один наряд по праву можно было назвать костюмом, только спортивным. Именно с таким одеянием, видимо, ассоциируется у авторов спектакля классический харьковский папа. В аналогичном костюме «выступала» и бабушка главного героя, накануне щеголявшая в красном шелковом халатике а-ля гейша. Жалкое, почему-то даже щемящее чувство. Правда, восторг детворы вызвали костюмы трех актеров, выступавших в роли роботов-игрушек. Вот на них-то, вероятно, весь бюджет спектакля и пошел!
Ну ничего, мелькнула мысль, — самое важное, стержень, мораль сей басни, наверное, впереди. К сожалению, а может и к счастью, апогея мы не дождались. Потому как сидеть на дневном детском (!) спектакле в полном напряжении от того, что вот сейчас, кажется, снова что-то «ляпнут» со сцены, было очень некомфортно. В какой-то момент показалось, что актеры перепутали время и аудиторию спектакля. Просто забылись. Бабушка сетовала на журналы с пышногрудыми обложками, заполонившие киоски. Внучка всю дорогу нервно выясняла отношения по телефону с каким-то «тупарем». Подарочный медвежонок сыпал все новыми рифмами с «потри мне пузо». Дедушка в вышиванке смачно подшучивал над бабушкой. Папа с мамой громко и подолгу выясняли отношения, кто, где и почему работает и сколько зарабатывает.
Детвора в зале (зрителей набралось около четверти зала) откровенно скучала, ерзала, шумела. Все это безобразие явно было затянуто. Мы с семейством с трудом досидели до антракта и на продолжение спектакля, разумеется, уже не вернулись. Выходя из зала, заметила явное недоумение на лицах родителей, кто-то сказал:
«Что за безобразие! Этого добра и в жизни детям хватает!» Наш папа часть вакханалии продремал, а после явно был не в духе из-за бесцельно потраченных времени и денег. У меня же, помимо всего прочего, осталось еще и мерзкое послевкусие, которое не удалось забить даже мороженым, которым мы попытались сгладить наш «культпоход».
Харьков всегда был и пока остается культурной столицей. Можно говорить о пресловутом отсутствии финансирования, кризисах и т. д. и т. п. Но страшнее, на мой взгляд, человеческий, душевный кризис. И тут недостаток не в средствах, а в уважении друг к другу, и прежде всего к своему актерскому признанию. Почему-то билет, например, в кукольный театр стоит столько же, но ощущения от спектаклей в «тюзе» и кукольном, ох, как разнятся!
Казалось бы, чего стоит банально ставить «Курочку Рябу», «Репку» — простые старые сказки, без всех этих современных «наворотов»?! Хотя теперь, почитав очередную рецензию к ближайшему спектаклю «тюза», невольно вздрагиваю и с ужасом представляю, как можно исковеркать даже такую обычную добрую сказку, как «Волшебник Изумрудного города»: «Действие известной сказки о приключениях девочки Элли перенесено в провинциальный городок, в который волею судеб попадает маленькая театральная труппа. Все главные персонажи сказки как бы перенесены на второй план: в Дровосеке и Страшиле — Дон Кихот и Санчо Панса, Людоед – обычный рыжий клоун, которому приходится играть злобного Людоеда, а артисту с амплуа героя-любовника приходится играть трусливого Льва. Главный герой спектакля — Гудвин. Возвращаясь в Канзас с горой изумрудов, он открывает свой театр, но его актеры разбегаются, остаются только те, которым некуда деваться. Они и разыгрывают перед жителями городка представление о волшебнике Изумрудного города».
Занавес…
Зоя Лялина
http://timeua.info/260511/40687.html