Каждый год накануне новогодних праздников среди украинских кондитерских предприятий проходят тендеры на производство сладких подарков для детей. Финансируются закупки из средств Фонда социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности, то есть за счет денег, взимаемых с граждан в счет уплаты налогов, в том числе и в этот Фонд.
В нынешнем году соцстрах закупил около 5 млн. подарков почти на 67,9 млн. грн. В проводимом тендере на поставку кондитерских подарков для детей участвовали семь компаний: группа «Конти» (г. Донецк), корпорация «Бисквит-Шоколад» (г. Харьков), ООО «Симферопольская кондитерская фабрика» (г. Симферополь), ЗАО «Одессакондитер» (г. Одесса), компания «АВК» (г. Киев) (в ее состав входят ЗАО «Днепропетровская кондитерская фабрика «АВК», ЗАО «Донецкая кондитерская фабрика «АВК», ЗАО «Луганская кондитерская фабрика «АВК», ЗАО «Мукачевская кондитерская фабрика «АВК»), ЗАО «Житомирские сладости», ОАО «Производственно-торговая кондитерская фабрика «Сладости» (г. Ивано-Франковск).
Согласно тендерным требованиям, стоимость 450-граммового сладкого набора не должна превышать 14 грн. Что касается его состава, то рекомендовалось на 70% укомплектовывать новогодний подарок конфетами с шоколадной глазурью, включить в набор не менее 10% шоколадных конфет, остальное содержимое коробки – это карамель, вафли, печенье и другие сладости.
Тендер планировалось проводить в два этапа. На первом этапе корпорация «Бисквит-Шоколад» своевременно предоставила всю необходимую документацию, образцы подарков, оплатила свое участие в тендере (включение в каталог участников, тендерная документация и другие расходы составили более 20 тыс. грн.). 25 октября 2007 года заявка была принята специальной комиссией без каких-либо замечаний и претензий и признана соответствующей всем условиям тендера. «Для участия в тендере требовали даже сертификат на упаковку конфет, причем им нужна была не копия, а оригинал. Мы, несмотря ни на что, выполнили все условия, и нам не предъявили никаких претензий»,– говорит президент корпорации «Бисквит-Шоколад» Коваленко Алла Орестовна.
Второй тур должен был проводиться по принципу редукциона, при этом на каждый лот требовалось три претендента. Однако на половину лотов не оказалось достаточного количества торгующихся, и уже 1 ноября решением Тендерного комитета торги, по всей вероятности, были отменены. Во всяком случае, харьковчанам данный комитет сообщил именно такую информацию. Другим же производителям, подавшим тендерные заявки, были направлены приглашения на участие в коммерческих закупках. Узнав от коллег эту информацию, Харьковская бисквитка, несмотря на отсутствие подобного приглашения, подала и свое коммерческое предложение. Тем не менее, в личной беседе председатель Тендерного комитета объяснил, что корпорация «Бисквит-Шоколад» не допускается к участию в закупках этого года из-за нарушений, выявленных при проверке в прошлом году. По мнению Тендерного комитета, который, к слову, проверял поставки новогодних подарков только по Харьковской области, весьма существенным нарушением из зафиксированных комиссией стал тот факт, что в некоторых подарках вместо одной конфеты определенного вида было три других. То, что подобная неточность не наносила никакого вреда здоровью детей, и вес подарка из-за этого не был уменьшен, и случилось это все из-за слишком сжатых сроков производства, что, в свою очередь, явилось следствием несвоевременного заключения договора, опять же, по вине самого Фонда соцстраха, никого не интересовало. В телефонной беседе представители Тендерной палаты сообщили: «Это наше право – выбирать тех, кого мы хотим!» В результате почти эксклюзивное право на поставку подарков по Украине получила группа «Конти» (харьковские детки тоже получат подарки именно от этого производителя). Компания «АВК» выиграла возможность реализовать около 10% общего количества сладких наборов, закупаемых соцстрахом.
«Когда дети наших работников получили упаковки новогодних подарков,– говорит Алла Коваленко,– мы, как специалисты, решили посмотреть, чем же эти подарки оказались лучше наших, и выяснили, что шоколадных конфет там вообще нет. Шоколадная конфета и конфета в шоколадной глазури – это две разные вещи, причем как по качеству, так и по цене. Также осталась загадкой и дата изготовления, проставленная на упаковке. Датой выпуска продукции значилось 07.11.2007, но только 08.11.2007 должно было быть принято решение, кто выиграет тендер. К тому же на упаковке был логотип соцстраха, а заготавливать такие упаковки впрок бессмысленно. Из этого мы сделали вывод, что «Конти» результаты знал заранее».
Посчитав процедуру проведения данного тендера неправомерной, руководство корпорации «Бисквит-Шоколад» направило жалобы председателю Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок, министру аграрной политики и руководству самого Фонда. «Вероятнее всего, производителей оценивали «по цвету глаз», а не по качеству продукции и ее цене. Если бы оценивали по нормальным критериям, мы бы прошли и обеспечили бы подарками Харьковскую и Луганскую области. Тем более что 300 тысяч подарков, с учетом наших производственных возможностей,– это реальная цифра»,– резюмировала Алла Орестовна.
Обращаться за помощью к городским властям Алла Коваленко даже не пробовала, говорит, бесполезно просить помощи у тех, кто представляет интересы донецких конкурентов. Харьков все больше превращается в Донецк, уверена кондитер: «Город украшают донецкие, дороги делают донецкие, теперь и подарки для маленьких харьковчан делают тоже они. Городские власти вспоминают о бисквитке только тогда, когда нужно что-то проспонсировать, когда нужна благотворительность, а вот помочь…»
Не волнует, видно, нашего мэра Михаила Добкина ни качество новогодних подарков, ни то, что маленькие харьковчане не увидят в них ни одной шоколадной конфеты, ни даже налоговые отчисления, которые могли бы пополнить бюджет Харькова.
Сравнительная характеристика новогодних подарков, участвовавших в тендере Подарочный набор корпорации «Бисквит-Шоколад» Вес набора: 450 г Вес шоколадных конфет (не менее 10%): 55,2 г (что составляет 12,3%) Вес глазированных шоколадной глазурью конфет (не менее 60%): 270 г (что составляет 60%) Вес глазированных предположительно кондитерской глазурью конфет (по условиям тендера не должно быть): нет Вес шоколадного батончика или плитки шоколада (по условиям тендера наличие обязательно): 50 г Разнообразие (ассортимент) кондитерских изделий: Конфеты – 22 шт. (11 видов), в т.ч. шоколадные – 4 шт., с пралине – 8 шт., на вафельной основе – 4 шт., помадных – 6 шт., карамель – 2 шт., шоколадка, вафельный сэндвич с шоколадной пористой массой Цена: 13 гривен Подарочный набор «Конти» Вес набора: 450 г Вес шоколадных конфет (не менее 10%): нет Вес глазированных шоколадной глазурью конфет (не менее 60%): 170 г (что составляет 38,8%) Вес глазированных предположительно кондитерской глазурью конфет (по условиям тендера не должно быть): 170 г (что составляет 38,8%) Вес шоколадного батончика или плитки шоколада (по условиям тендера наличие обязательно): 18 г Разнообразие (ассортимент) кондитерских изделий: Конфеты – 19 шт. (6 видов), в т.ч. помадных – 10 шт., с комбинированной начинкой – 8 шт., на вафельной основе – 1 шт., карамель – 6 шт., печенье сэндвич глазированное Другие данные: Пересортица: вместо «Мелодика-вишня» в наборе «Мелодика-лимон» Факты о сроках изготовления и упаковке новогоднего набора: Дата выпуска 07.11.2007г., при этом срок подачи коммерческого предложения на тендер 08.11.2007г. Логотип Фонда нанесен на упаковку печатным способом, что подтверждает уверенность в обеспечении поставок по данному тендеру еще до определения победителя Цена 13 гривен 95 копеек
Сравнение проведено специалистами корпорации «Бисквит-Шоколад»
Ольга Реент, "Z" http://www.dozor.in.ua/content/view/33387/3/
|