27 января харьковчанин
капитан I ранга в отставке Виктор Иванович Харченко
(на фото), почетный член Харьковской областной общественной организации
ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И. Фисановича и
Международного союза инвалидов-подводников «Форпост» отмечает свое
85-летие.
Члены общественных организаций ветеранов ВМФ и, прежде всего,
подводники, все те, кто общался с ним в годы учебы и службы на Северном
и Тихоокеанском флотах, на производстве и партийной работе в Ленинском
районе Харькова, давно уже считают Виктора Ивановича Харченко одним из
кандидатов на звание почетного гражданина первой столицы Украины.
НАЧАЛО СЛУЖБЫ И ПЕРВАЯ НАГРАДА Он родился в Харькове и учился в школах №№79 и 137. С 1940 года - в
15-й спецартиллерийской школе, вместе с которой был эвакуирован в город
Риддер (позднее— Лениногорск) Восточно-Казахстанской области. После ее
окончания поступил в Рязанское артучилище, находившееся тогда в
Алма-Атинской области.
После завершения учебы в 1944 году сержанта Харченко направляют в
отдельный запасной артполк Среднеазиатского военного округа, откуда
поступает
в Каспийское высшее военно-морское училище.
Первую практику («оморячивание») проходит на боевых кораблях
Черноморского флота. Там же заслужил статус участника боевых действий в
годы Великой Отечественной войны, в связи с чем 9 мая 1945 года был
награжден медалью «За Победу над Германией».
НЕБЫВАЛЫЙ КАРЬЕРНЫЙ ВЗЛЕТ В 1948 году выпускник училища, молодой лейтенант, направляется на курсы в Ленинград, после окончания которых его назначили
командиром артиллерийской боевой части подводной лодки С-16 Северного флота.
Подающего большие надежды офицера в октябре 1951 года вновь направляют
в Ленинград — на годичные специальные классы офицеров-подводников.
После их окончания с отличием Виктор Харченко в сентябре 1952 года
сразу же назначается
старшим помощником на подводную лодку С-102, а через восемь месяцев, уже в звании капитан-лейтенанта— на аналогичную должность на более «солидную» подводную лодку
Б-22. Именно с этой должности талантливый 28-летний североморец
31 декабря 1953 года назначается командиром Краснознаменной гвардейской подводной лодки С-56.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА-ЛЕГЕНДА
В годы войны именно этот подводный корабль под командованием
капитан-лейтенанта Григория Щедрина (впоследствии вице-адмирала и Героя
Советского Союза) совершил в составе отряда из шести подлодок (одна из
них, Л-16, погибла) героический переход из Владивостока на Северный
флот по Тихому и Атлантическому океанам через Панамский канал (более 17
тыс. миль). В составе Северного флота С-56 совершила восемь боевых
походов, потопив шесть транспортов, два сторожевых корабля, танкер,
миноносец и тральщик. В.И.Харченко стал знаменит потому, что в статусе
командира легендарной «щедринской», как ее любовно называли на флоте,
лодки
с
10 июля по 5 октября 1954 года в составе отряда кораблей и подводных
лодок в надводном положении совершил переход Северным морским путем из
Полярного во Владивосток.
Вот как об этом вспоминает сам Виктор Иванович:
— Яростный ветер ломал ледяные поля. Льдины нагромождались друг на
друга, образуя большие торосы. Корпус корабля обжимают льды, наползая
со скрежетом на надстройку. Свободные от вахты вызваны наверх. Идут в
ход пешни, а потом и подрывные патроны. В воздух взлетают белые
фонтаны. Сжатие ослабевает, чтобы потом своими ледяными объятиями снова
обхватить корпус лодки. От частых реверсов мотористы и электрики стоят
на вахте мокрые. Напряжение достигает наивысшего предела. Две ночи
никто не спит. Не до сна. Каждую минуту может произойти непоправимое.
Добавлю, это — только один эпизод на переходе Чукотским морем, где с помощью ледокола «Ленин»
ледовые перемычки протяженностью 10 миль приходилось преодолевать за 26 часов! Но позади уже были не менее суровые Баренцево и Карское моря, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море.
БОЕВОЙ ОРДЕН В МИРНОЕ ВРЕМЯ
После этого уникального похода впервые в истории подводного флота С-56
совершила, по сути, кругосветное плавание. Вернувшись к месту своего
первоначального базирования во Владивосток, подлодка в день 30-летия
Победы 9 Мая 1975 года стала на вечную стоянку.
С-56 стала первой мемориальной подводной лодкой в ВМФ СССР.
Правительство и командование Военно-Морского флота высоко оценили
профессионализм молодого командира: во время перехода на Тихий океан
ему присваивается воинское звание «Капитан III ранга», а после
швартовки С-56 в бухте Золотой Рог
Виктор Харченко в мирное время был награжден боевой наградой — орденом Красной Звезды.
Продолжая службу на дальневосточных рубежах нашей Родины, В.Харченко последовательно назначается
командиром подводной лодки Б-19,
старшим
офицером управления боевой подготовки штаба Тихоокеанского флота и
вновь командиром одной из подлодок следующего поколения (проекта 611).
КУРС НА ХАРЬКОВ
Все бы хорошо, но с каждым годом ухудшалось зрение — печальный итог
кессонной болезни. И 5 мая 1961 года молодой по всем меркам (36 лет!),
уважаемый сослуживцами командир подводной лодки уволился в запас по
болезни и вернулся в родной Харьков.
Затем долгое время, пока позволяло здоровье, он трудился на
промышленных предприятиях Ленинского района города, был начальником
отдела райкома партии. Подбор кадров, их назначение и учеба — не менее
ответственный труд, чем быть командиром субмарины. За него Виктора
Ивановича благодарят до сих пор нынешние руководители заводов, фабрик и
предприятий Харькова. Нередко приходят в гости и советуются по разным
вопросам.
У него большой стаж и в общественной работе, и в ветеранском движении. Он был одним из тех, кто
организовывал и помогал в работе Клубу юных моряков Харькова, где получили возможность приобщиться к морскому делу более 800 подростков с улицы, зачастую из неблагополучных семей.
Интересно, что среди родных Харченко немало тех, кто связал, как и он, свою жизнь с морем.
В сентябре 1942 года не вернулась из очередного боевого похода подводная лодка К-2 Северного флота, в составе экипажа которой был и трюмный машинист
старший краснофлотец Яков Золин —
рабочий механического цеха Харьковского канатного завода. Это
двоюродный брат Виктора Ивановича. У обоих сыновья служили на
Тихоокеанском флоте. Сын ветерана-подводника,
Александр Харченко, служил командиром группы на подводном ракетоносце К-56,
который унаследовал гвардейский военно-морской флаг героической С-56
после ее установки на пьедестал Вечной славы. Вот что значит
преемственность поколений в Харькове!
КОГДА ВОЗРАСТ И ОТСУТСТВИЕ ЗРЕНИЯ НЕ ПОМЕХА
Несмотря на преклонный возраст, ветеран Великой Отечественной войны и
подводных сил, инвалид 1-й группы по зрению, капитан I ранга в
отставке, североморец и тихоокеанец, харьковчанин Виктор Иванович
Харченко (на фото в центре) здоров, энергичен, общителен. Давно нет в
живых его старшего наставника и друга Григория Щедрина, но он ведет
активную переписку с другими членами послевоенного экипажа легендарной
подводной лодки. Он в курсе всех событий. У него много родных и друзей,
которые не оставляют его в покое. А рядом всегда жена Евгения
Филипповна.
Среди многочисленных ежегодних поздравлений с днем рождения одно
Виктора Ивановича особенно радует: оно приходит из Владивостока
от коллектива Военно-Исторического музея Тихоокеанского флота, который возглавляет Евгений Журавлев, в
качестве филиала которого застыла на пьедестале Славы на набережной
приморской столицы России Краснознаменная гвардейская подводная лодка
С-56 . И на этот пьедестал ее через льды и штормы Северного Ледовитого
океана привел коренной харьковчанин Виктор Харченко. И это ли не
подвиг?!
Уважаемый Виктор Иванович, здоровья Вам и флотского долголетия! Будьте
таким же активным и общительным и впредь. Вся ваша жизнь — это
достойный пример патриотизма и верности Родине. Вот на таких примерах
служения Отечеству и надо воспитывать нашу молодежь, особенно в
сегодняшнее время, когда все сложнее разобраться в главном — в
исторической правде.
Честь имею!
Автор: Владимир ПЕЛЕВИН, капитан I ранга,
пресс-секретарь Харьковского областного
общества ветеранов-подводников им.И.И.Фисановича,
литературный редактор журнала
«ФАРВАТЕР submariners».
http://vladimir-pelevin.blogspot.com/2010/01/56-85.html