Пятница, 10.05.2024
сайт Царапкопа (г.Харьков, Украина)
Меню сайта
Разделы новостей
Новости Царапкопа [21]
Новости сайтостроения [8]
Новости Лысой горы [65]
Новости Ленинского района [1559]
Дежурная часть [764]
О спорте... [560]
Наш опрос
Вам нравится Лысая гора?
Всего ответов: 1713
Главная » 2010 » Январь » 27 » Командир ПЛ С-56 харьковчанин В.И. Харченко отмечает 85-летний юбилей
Командир ПЛ С-56 харьковчанин В.И. Харченко отмечает 85-летний юбилей
21:34
27 января харьковчанин капитан I ранга в отставке Виктор Иванович Харченко (на фото), почетный член Харьковской областной общественной организации ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И. Фисановича и Международного союза инвалидов-подводников «Форпост» отмечает свое 85-летие.

   Члены общественных организаций ветеранов ВМФ и, прежде всего, подводники, все те, кто общался с ним в годы учебы и службы на Северном и Тихоокеанском флотах, на производстве и партийной работе в Ленинском районе Харькова, давно уже считают Виктора Ивановича Харченко одним из кандидатов на звание почетного гражданина первой столицы Украины.

НАЧАЛО СЛУЖБЫ И ПЕРВАЯ НАГРАДА
   Он родился в Харькове и учился в школах №№79 и 137. С 1940 года - в 15-й спецартиллерийской школе, вместе с которой был эвакуирован в город Риддер (позднее— Лениногорск) Восточно-Казахстанской области. После ее окончания поступил в Рязанское артучилище, находившееся тогда в Алма-Атинской области.

   После завершения учебы в 1944 году сержанта Харченко направляют в отдельный запасной артполк Среднеазиатского военного округа, откуда поступает в Каспийское высшее военно-морское училище. Первую практику («оморячивание») проходит на боевых кораблях Черноморского флота. Там же заслужил статус участника боевых действий в годы Великой Отечественной войны, в связи с чем 9 мая 1945 года был награжден медалью «За Победу над Германией».

НЕБЫВАЛЫЙ КАРЬЕРНЫЙ ВЗЛЕТ
   В 1948 году выпускник училища, молодой лейтенант, направляется на курсы в Ленинград, после окончания которых его назначили командиром артиллерийской боевой части подводной лодки С-16 Северного флота. Подающего большие надежды офицера в октябре 1951 года вновь направляют в Ленинград — на годичные специальные классы офицеров-подводников. После их окончания с отличием Виктор Харченко в сентябре 1952 года сразу же назначается старшим помощником на подводную лодку С-102, а через восемь месяцев, уже в звании капитан-лейтенанта— на аналогичную должность на более «солидную» подводную лодку Б-22. Именно с этой должности талантливый 28-летний североморец 31 декабря 1953 года назначается командиром Краснознаменной гвардейской подводной лодки С-56.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА-ЛЕГЕНДА
  В годы войны именно этот  подводный корабль под командованием капитан-лейтенанта Григория Щедрина (впоследствии вице-адмирала и Героя Советского Союза) совершил в составе отряда из шести подлодок (одна из них, Л-16, погибла) героический переход из Владивостока на Северный флот по Тихому и Атлантическому океанам через Панамский канал (более 17 тыс. миль). В составе Северного флота С-56 совершила восемь боевых походов, потопив шесть транспортов, два сторожевых корабля, танкер, миноносец и тральщик. В.И.Харченко стал знаменит потому, что в статусе командира легендарной «щедринской», как ее любовно называли на флоте, лодки с 10 июля по 5 октября 1954 года в составе отряда кораблей и подводных лодок в надводном положении совершил переход Северным морским путем из Полярного во Владивосток.

Вот как об этом вспоминает сам Виктор Иванович:

— Яростный ветер ломал ледяные поля. Льдины нагромождались друг на друга, образуя большие торосы. Корпус корабля обжимают льды, наползая со скрежетом на надстройку. Свободные от вахты вызваны наверх. Идут в ход пешни, а потом и подрывные патроны. В воздух взлетают белые фонтаны. Сжатие ослабевает, чтобы потом своими ледяными объятиями снова обхватить корпус лодки. От частых реверсов мотористы и электрики стоят на вахте мокрые. Напряжение достигает наивысшего предела. Две ночи никто не спит. Не до сна. Каждую минуту может произойти непоправимое.

    Добавлю, это — только один эпизод на переходе Чукотским морем, где с помощью ледокола «Ленин» ледовые перемычки протяженностью 10 миль приходилось преодолевать за 26 часов! Но позади уже были не менее суровые Баренцево и Карское моря, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море.

БОЕВОЙ ОРДЕН В МИРНОЕ ВРЕМЯ
    После этого уникального похода впервые в истории подводного флота С-56 совершила, по сути, кругосветное плавание. Вернувшись к месту своего первоначального базирования во Владивосток, подлодка в день 30-летия Победы 9 Мая 1975 года стала на вечную стоянку. С-56 стала первой мемориальной подводной лодкой в ВМФ СССР.

    Правительство и командование Военно-Морского флота высоко оценили профессионализм молодого командира: во время перехода на Тихий океан ему присваивается воинское звание «Капитан III ранга», а после швартовки С-56 в бухте Золотой Рог Виктор Харченко в мирное время был награжден боевой наградой — орденом Красной Звезды.

     Продолжая службу на дальневосточных рубежах нашей Родины, В.Харченко последовательно назначается командиром подводной лодки Б-19, старшим офицером управления боевой подготовки штаба Тихоокеанского флота и вновь командиром одной из подлодок следующего поколения (проекта 611).

КУРС НА ХАРЬКОВ
    Все бы хорошо, но с каждым годом ухудшалось зрение — печальный итог кессонной болезни. И 5 мая 1961 года молодой по всем меркам (36 лет!), уважаемый сослуживцами командир подводной лодки уволился в запас по болезни и вернулся в родной Харьков.

    Затем долгое время, пока позволяло здоровье, он трудился на промышленных предприятиях Ленинского района города, был начальником отдела райкома партии. Подбор кадров, их назначение и учеба — не менее ответственный труд, чем быть командиром субмарины. За него Виктора Ивановича благодарят до сих пор нынешние руководители заводов, фабрик и предприятий Харькова. Нередко приходят в гости и советуются по разным вопросам.

    У него большой стаж и в общественной работе, и в ветеранском движении. Он был одним из тех, кто организовывал и помогал в работе Клубу юных моряков Харькова, где получили возможность приобщиться к морскому делу более 800 подростков с улицы, зачастую из неблагополучных семей.

    Интересно, что среди родных Харченко немало тех, кто связал, как и он, свою жизнь с морем. В сентябре 1942 года не вернулась из очередного боевого похода подводная лодка К-2 Северного флота, в составе экипажа которой был и трюмный машинист старший краснофлотец Яков Золин — рабочий механического цеха Харьковского канатного завода. Это двоюродный брат Виктора Ивановича. У обоих сыновья служили на Тихоокеанском флоте. Сын ветерана-подводника, Александр Харченко, служил командиром группы на подводном ракетоносце К-56, который унаследовал гвардейский военно-морской флаг героической С-56 после ее установки на пьедестал Вечной славы. Вот что значит преемственность поколений в Харькове!

КОГДА ВОЗРАСТ И ОТСУТСТВИЕ ЗРЕНИЯ НЕ ПОМЕХА
    Несмотря на преклонный возраст, ветеран Великой Отечественной войны и подводных сил, инвалид 1-й группы по зрению, капитан I ранга в отставке, североморец и тихоокеанец, харьковчанин Виктор Иванович Харченко (на фото в центре) здоров, энергичен, общителен. Давно нет в живых его старшего наставника и друга Григория Щедрина, но он ведет активную переписку с другими членами послевоенного экипажа легендарной подводной лодки. Он в курсе всех событий. У него много родных и друзей, которые не оставляют его в покое. А рядом всегда жена Евгения Филипповна.

    Среди многочисленных ежегодних поздравлений с днем рождения одно Виктора Ивановича особенно радует: оно приходит из Владивостока от коллектива Военно-Исторического музея Тихоокеанского флота, который возглавляет Евгений Журавлев, в качестве филиала которого застыла на пьедестале Славы на набережной приморской столицы России Краснознаменная гвардейская подводная лодка С-56 . И на этот пьедестал ее через льды и штормы Северного Ледовитого океана привел коренной харьковчанин Виктор Харченко. И это ли не подвиг?!

Уважаемый Виктор Иванович, здоровья Вам и флотского долголетия! Будьте таким же активным и общительным и впредь. Вся ваша жизнь — это достойный пример патриотизма и верности Родине. Вот на таких примерах служения Отечеству и надо воспитывать нашу молодежь, особенно в сегодняшнее время, когда все сложнее разобраться в главном — в исторической правде.
Честь имею!

Автор: Владимир ПЕЛЕВИН, капитан I ранга,
пресс-секретарь Харьковского областного
общества ветеранов-подводников им.И.И.Фисановича,
литературный редактор журнала
«ФАРВАТЕР submariners».
http://vladimir-pelevin.blogspot.com/2010/01/56-85.html
Категория: Новости Ленинского района | Просмотров: 1050 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
    Помните нас!Герои страны
    проект систематизации учетных данных и документов о погибших воинах во Второй Мировой войне и последующих конфликтах.ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
    Подвиг НародаПобеда 1945
    Реабилитированные временем
Статистика
© 2007-2024 "Zarapkop"