Воскресенье, 12.05.2024
сайт Царапкопа (г.Харьков, Украина)
Меню сайта
Разделы новостей
Новости Царапкопа [21]
Новости сайтостроения [8]
Новости Лысой горы [65]
Новости Ленинского района [1559]
Дежурная часть [764]
О спорте... [560]
Наш опрос
Какой раздел сайта Вас заинтересовал?
Всего ответов: 1099
Главная » 2011 » Август » 23 » Харьковский метрополитен - путь длиной в тридцать шесть лет
Харьковский метрополитен - путь длиной в тридцать шесть лет
10:48
Ежегодно в третью субботу августа метрополитеновцы празднуют день рождения родного предприятия. Предоставление услуг по скоростной и безопасной перевозке населения полуторамиллионного города, площадью более 300 квадратных километров, является важнейшей социальной функцией в развитии региона.  36 лет ее с успехом выполняет Харьковский метрополитен.
   Наш метрополитен по времени сооружения был шестым среди метрополитенов стран СНГ, вторым в Украине и первым в областном центре. Регулярное движение электропоездов для перевозки пассажиров открыто 22 августа 1975 года на первом участке Холодногорско – заводской линии эксплуатационной длиной 9,8 км от станции "Улица Свердлова” (в настоящее время "Холодная гора”) до станции "Московский проспект”. В этот день гостеприимно отворили двери для пассажиров 8 станций. Кроме конечных, это были станции: "Южный вокзал”, "Центральный рынок”, "Советская”, "Проспект Гагарина”, "Спортивная”, "Завод имени Малышева”. К услугам пассажиров с первых дней было предоставлено пятнадцать пятивагонных поездов, которые оборачивались на конечных станциях. Станция "Московский проспект” соединена  веткой длиной 0,6 км с электродепо "Московское”.
   Второй участок этой линии протяжностью 7,48 км с пятью станциями от "Московского проспекта” до станции "Пролетарская” был введен в эксплуатацию накануне 35-й годовщины освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков 11 августа 1978 года. Пассажиров приняли станции "Комсомольская” (сейчас "Маршала Жукова”), "Советской Армии”, "Индустриальная” (сейчас "Имени А.С. Масельского”), "Тракторный завод” и "Пролетарская”. Линия проходит с запада на восток, соединяя скоростной транспортной связью три района города: западный с жилмассивами Холодной горы, Баварии и Залютино, центральный с административно-культурным центром и восточный с промышленной зоной. Она соединила четыре железнодорожных вокзала: Южный, Леваду, Балашовский, Лосево; междугородний и три пригородных автовокзала, центральную часть города и стадион "Металлист”.
   Именно по ходу этой линии находятся наибольшие промышленные предприятия города: завод имени Малышева, Электромеханический завод, Турбоатом, Сантехзавод, Южкабель, Тракторный завод, Электротяжмаш, Плиточный завод и другие, которые в то время работали в две – три смены. В 1980 году в среднем за сутки перевозилось свыше 475,0 тыс. пассажиров, а в отдельные дни – больше 500,0 тыс. пассажиров. Доля метрополитена в общегородских перевозках составляла 20,6%. В то время в Киеве этот показатель был на уровне 18,2%.
   После введения в 1984 году в эксплуатацию первого участка Салтовской линии длиной 6,7 км со станциями "Исторический музей”, "Дзержинская” (сейчас "Университет”), "Пушкинская”, "Киевская”, "Академика Барабашова” и электродепо "Салтовское” ежегодные объемы перевозок значительно увеличились. Среднесуточные перевозки в 1985 году уже составляли 641,3 тыс. пассажиров, доля метрополитена в общегородских перевозках составляла 26,5% (в  г. Киеве – 23,5%).
   Второй участок Салтовской линии, эксплуатационной длиной 3,76 км со станциями "Академика Павлова”, "Студенческая”, "Героев Труда”, был введен в эксплуатацию 23 октября 1986 года. Она соединила центральную часть города с наибольшим в городе Салтовским жилмассивом. Общий объем пассажирских перевозок в 1987 году превысил 260,0 млн. пассажиров, среднесуточные перевозки составили 720,0 тыс. пассажиров.
   6 мая 1995 года был введен в эксплуатацию первый участок Алексеевской линии длиной 5,32 км с пятью станциями: "Метростроителей им. Г.И. Ващенко”, "Площадь восстания”, "Архитектора Бекетова”, "Госпром”, "Научная”.
   Второй участок Алексеевской линии, длиной 2,55 км со станциями "Ботанический сад” и "23 Августа”, введен в эксплуатацию 21 августа 2004 года. Он соединил центр города с жилыми массивами Павлово Поле и Алексеевка. Среднесуточные перевозки в 2004 году составили 760,0 тыс. пассажиров, общий объем пассажирских перевозок превысил 277,0 млн. пассажиров.
   21 декабря 2010 года введена в эксплуатацию станция «Алексеевская» с перегонными тоннелями длиной 2,01 км.
   Накануне 36-летия Харьковский метрополитен представляет собой современное по технической оснастке транспортное предприятие, которое по уровню перевозок уступает только метрополитенам Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Общая эксплуатационная длина трех линий метрополитена 37,6 км с 29 станциями:
- первая, Холодногорско-заводская линия имеет           - 17,26 км (13 станций);
- вторая, Салтовская                                                          - 10,46 км (8 станций);
- третья, Алексеевская                                                       -  9,88 км (8 станций)
   Строительство третьей линии продолжается в направлении Алексеевского жилмассива, где будет расположена конечная станция "Проспект Победы” и электродепо "Алексеевское”.
   Услугами метрополитена на протяжении 2010 года воспользовались 247,1 млн. пассажиров, среднесуточные перевозки составили 677,0 тыс. пассажиров,  отдельные дни объем перевозок превышал 1,0 млн.пасс. Доля метрополитена в общегородских перевозках превысила 50%.
   За 36-летний период эксплуатации метрополитеном перевезено свыше 8,3 млрд. пассажиров, что почти в 1,5 раза больше населения Земли.
 Проектная провозная способность действующих участков и размещенных на них технических средств способна обеспечить ежесуточно перевозку 1,2 – 1,4 млн. пассажиров. Конструктивно станции метрополитена позволяют осуществлять прием и отправление поездов, в составе которых не больше пяти вагонов. Перевозки обеспечивают пятивагонные поезда электродепо "Московское” с инвентарным парком 216 вагонов на Холодногорско – заводской и Алексеевской линиях, а также  пятивагонные поезда депо "Салтовское” с инвентарным парком 105 вагонов на Салтовской линии.
   Действующие три линии метрополитена взаимно пересекаются в трех узлах станций пересадки: "Спортивная” – "Метростроителей им. Г.И. Ващенко” (1линия + 3линия),  "Советская” – "Исторический музей” (1линия + 2линия) и "Университет” – "Госпром” (2линия + 3линия), создавая  классическую треугольную схему линий метрополитена. Такая схема позволяет пассажирам осуществить комфортную поездку между любыми двумя станциями разных линий с минимальными затратами времени и одной пересадкой. Она наиболее полно отвечает потребностям в пассажирских перевозках с кратчайшим путем сообщения между густонаселенными жилмассивами, основными местами труда, отдыха, общественными центрами и способствует децентрализации пассажирских потоков в узлах пересадки.
   Характерной особенностью метрополитена в Харькове является отсутствие на поверхности станционных сооружений, что позволит рационально использовать наземное пространство города. Все вестибюли станций совмещены с подземными пешеходными переходами через городские транспортные сети. Это значительно улучшает условия и ускоряет возможности пересадки пассажиров из наземных видов транспорта  в метрополитен и обратно.
   Главное в архитектурно-художественных решениях станций – это монументальность, простота и выразительность. Ни одна из 29 станций по художественному оформлению не имеет элементов повтора. Архитектурно-художественное оформление каждой станции являет собой продолжение единой композиции с ансамблями улиц, площадей, зданий города, отражает богатую событиями историю города и будни настоящего. Важнейшую роль в предании станциям Харьковского метрополитена уникального внешнего вида сыграли выдающиеся харьковские архитекторы В.А. Спивачук, И.Т. Карпенко, С.Г. Чечельницкий и другие.
   Генеральным планом развития транспортной сети города Харькова до 2026 года предусматривается развитие действующих линий метрополитена до 52,6 км с 37-ю станциями, то есть прирост линий составит почти 15 км, а количество станций увеличится на 8.
   Сегодня время проезда пассажирами расстояния между конечными станциями линий составляет: Холодногорско-заводской – 28 минут, Салтовской – 18 минут, Алексеевской – 16 минут. Минимальные интервалы движения поездов в часы "пик” на  Холодногорско-заводской и Салтовской линиях составляют 2 мин. 20 сек., на Алексеевской – 4 минуты.
   На сегодняшний день Харьковский метрополитен это: 29 станционных комплексов, 99,96 км тоннельных сооружений, свыше 104,5 км рельсовых путей, 90,7 км контактного рельса, 321 пассажирский вагон метрополитена, два вагона специального назначения (путеизмеритель, вагон - лаборатория), поливомоечный поезд, 27 дрезин и технологических платформ, свыше 50 автотранспортных средств разного назначения, более 1000 единиц насосного и вентиляционного оборудования, в том числе более 110 мощных вентиляторов основного воздухообмена тоннелей и станций,  47 эскалаторов, свыше 120,0 км трубопроводов водоснабжения и канализации, более 47 подстанционных комплексов электроснабжения, тысячи километров сетей электроснабжения, сотни тысяч светоточек, около 400 пропускных пунктов станций и много другого оборудования, задействованного в технологии пассажирских перевозок.
   Благодаря многолетнему сотрудничеству работников метрополитена с научными сотрудниками города и специалистами конструкторских бюро в Харьковском метрополитене внедрены новейшие технические решения, которые применяются на многих метрополитенах СНГ.
   Совместно со специалистами Московского института инженеров железнодорожного транспорта, научно-исследовательского института железнодорожной автоматики, сотрудниками лаборатории поездных устройств автоматики во главе с В.П. Филипповичем,  И.А. Текушиним, Ю.И. Коршуном впервые среди метрополитенов бывшего Союза в 1977 году была внедрена система автоматического регулирования скорости движения поездов, которая позволила перейти на прогрессивную форму организации движения поездов одним машинистом при исключенных сигналах автоблокировки и с погашенными огнями светофоров. Позже эта разработка была использована на других метрополитенах, а в ПТЭ метрополитенов в 1985 году было записано, что АРС-АЛС является основным средством сигнализации во время движения поездов.
   Совместно со специалистами Московского электротехнического завода впервые была разработана и внедрена для телемеханизации управления, сигнализации систем электроснабжения метрополитенов на основе системы телемеханики «Лисна», а затем и для телемеханизации управления инженерно-техническими устройствами (вентиляция, водоснабжение, тепловые завесы, калориферные установки, подогрев ступеней пешеходных выходов и пр.) и эскалаторами. Значительный вклад во внедрение системы «Лисна» внесли специалисты метрополитена  В.Ф. Жеребкин,   В.Ф. Дзюба,  А.С. Селюков, В.И. Пересада и другие. Система телемеханики «Лисна» с 1988 года стала универсальной для большинства метрополитенов стран СНГ.
   Вместе со специалистами НИИ «Госрадиопроект» и ВНИИЖТ в Харьковском метрополитене при участии Г.А. Витольберга, В.С. Серебрякова, С.Э. Половца и других разработана и внедрена принципиально новая система управления работой станций метрополитена на основании промышленных телевизионных установок с новыми функциями организации безопасных перевозок.
   С 1985 года впервые среди метрополитенов СНГ в Харьковском метрополитене внедрены бесстыковые рельсовые цепи, что позволило повысить эксплуатационную надежность устройств СЦБ. Работниками службы сигнализации и связи выполнены значительные объемы работ по выносу оборудования СЦБ и связи из тоннеля на станции метрополитена, а также  его содержания и обслуживания.
   Вместе со специалистами НИИ радиоизмерений специалистами электромеханической службы О.М. Даниленко, В.П. Свинарем разработаны и внедрены устройства контроля параметров эскалаторов, которые теперь применяются практически во всех метрополитенах СНГ.
   Метрополитеновцами вместе со специалистами Физико-технического института внедрена технология криогенного способа отделения металлической основы от резины в армированных узлах деталей подвижного состава (вкладыши колесных пар, скользуны и т.д.), что дало возможность повторно использовать металлическое армирование для новых узлов, а резину - для смесей с новым назначением.
   Харьковский метрополитен был одним из первопроходцев во внедрении целого ряда технических решений, которые обеспечили надежную эксплуатационную работу многих метрополитенов СНГ. Среди них: стеклопластиковые короба контактного рельса вместо деревянных, стеклопластиковые изолирующие прокладки рельсовых цепей и изоляции узлов контактного рельса (1981 год); система автоматического учета пробега вагонов (1983 год); создание единых диспетчерских смен (1985 год), которые эффективно работают и сегодня.
   С 1997 года управление движением поездов, работой эскалаторов, систем электроснабжения, работой инженерно-технического оборудования систем жизнеобеспечения (вентиляция, водоснабжение, теплоснабжение, канализация, обогрев ступеней пешеходных выходов) осуществляется средствами автоматизированных систем диспетчерского управления на базе микропроцессорного оборудования и электронно-вычислительных машин из единственного диспетчерского центра, создание которого было первым в СНГ. Внедрена современная двухчастотная сеть технологической радиосвязи на основании щелевого радиоизлучающего кабеля (1992 год); Харьковские метрополитеновцы первыми применили полимерный жетон для оплаты проезда (1992 год), провели комплексные испытания, освоение эксплуатации и подготовку к серийному выпуску вагонов нового поколения с тяговым тиристорно-импульсным преобразователем (1993 год), внедрили автоматизированную систему диспетчерского управления технологией перевозок на основе средств вычислительной и микропроцессорной техники с созданием автоматизированных рабочих  мест (1988 – 1995 г.г.), систему идентификации подвижного состава (1996 год), электронную контактную карточку оплаты за проезд на 10, 20, 30, 60, 100 и 250 поездок (1998 год), устройства контроля прохода в тоннель VideoNet (1999 год), распределительную компьютерную сеть видеонаблюдения с коммутаторами и серверами на станциях, автоматизированную систему контроля и учета потребления электрической энергии, систему телемеханики "Метроконт”, микропроцессорные системы управления электрической централизацией электродепо, автоматизированную систему диспетчерского управления маршрутно-релейной централизацией и работой станции с путевым развитием "Академика Барабашова” (2001 – 2005 г.г.).
   После стихийного бедствия 1995 года из-за разрушения элементов строительных конструкций станции метрополитена "Центральный рынок” в 1997 году вынужденно изменила облик односводчатой конструкции на конструкцию колонного типа с центральным однорядным размещением колонн вдоль платформенной части. Ремонтно-строительные работы были выполнены коллективом ОАО "Харьковметрострой” согласно проектному решению института ОАО "Харьковметропроект” без прекращения движения поездов и  ограничения пассажиропотока, лишь с незначительным уменьшением скорости движения.
   В связи с большим количеством обводненных участков была разработана и внедрена технология химического закрепления грунтов с использованием композиционных, полиуретановых, полимерных материалов и высокомолекулярных химических соединений, что положительно повлияло на повышение надежности работы строительных конструкций и привело к уменьшению разрушительного действия грунтовой и ливневой воды на конструкции и оборудование станций и тоннельных сооружений, в том числе станций "Центральный рынок”, "Метростроителей им. Г.И. Ващенко”, перегонов "Площадь Восстания”  – "Архитектора Бекетова”, "Южный вокзал” – "Центральный рынок”, "Советская” – "Проспект Гагарина” и другие.
   На протяжении последних нескольких лет на предприятии внедрено много нововведений:
- Выполнена замена устаревшей часовой станции метрополитена на высокоточную цифровую систему, обеспечивающую синхронизацию с Единой системой времени Украины и соответствующую всем требованиям безопасности на транспортных предприятиях Европы. Заменено 60 торцевых часов на платформах всех станций и на Едином диспетчерском центре метрополитена.
- Разработано и внедрено 28 графиков движения поездов, применяемых в зависимости от изменений пассажиропотока, времени суток, работы наземного транспорта, времени года и других факторов. В депо предусмотрены резервные составы, готовые в любую минуту выйти на линию для обеспечения вывоза пассажиров или заменить неисправный поезд.
- Полностью подготовлена база и выполняется капитальный ремонт вагонов, обслуживающих Салтовскую линию, с продлением их срока эксплуатации на 20 лет. Выполняется замена пассажирских диванов, пластика салона, электрических кабелей, основного электрического, пневматического и механического оборудования, производится полная покраска вагонов, модернизация кабины машиниста.
- С целью исключения простоев, четкого соблюдения времени работы и отдыха машинистов электропоездов, обеспечения безопасности перевозок разработано программное обеспечение, которое автоматически составляет оптимальный график работы каждого машиниста. С внедрением этой программы удалось оптимизировать рабочий график машинистов электропоездов и исключить неэффективное использование рабочего времени.
- В течение нескольких лет выполняется планомерный капитальный ремонт колонн станции «Исторический музей». Кроме замены мрамора и несущих конструкций полностью восстанавливаются дренажные свойства колонн, что необходимо для отвода грунтовых вод станции, построенной в сложных гидрогеологических условиях.
- Впервые в СНГ внедрена электронная система управления скоростью движения полотна туннельных эскалаторов на станции «Завод им. Малышева», которая обеспечивает минимальную скорость движения ступеней при отсутствии пассажиров (0,2 м/с) и плавное автоматическое увеличение скорости при входе пассажира на эскалатор (до 0,75 м/с). С целью снижения вероятности травмирования пассажиров выполнены работы по снижению скорости движения полотна эскалаторов станции «Южный вокзал», проводится замена шкафов управления и устройств безопасности эскалаторов.
   Перечислять нововведения, которые внедрены или находятся в разработке, можно долго, тем более, что многое для обеспечения безопасной и комфортной перевозки пассажиров метрополитеновцы делают, как говорится, «в рабочем порядке»:
- постоянно контролируют состояние путей и тоннелей;
- модернизируют освещение станций и тоннелей для повышения уровня освещенности со снижением затрат электроэнергии;
- проводят обслуживание и ремонт вагонов, эскалаторов, систем безопасности и другого оборудования метрополитена;
- обеспечивают чистоту и порядок на станциях, ежедневно убирая более 20 га помещений и прилегающей территории и многое другое.
   Плодотворный труд больше чем 100 работников метрополитена отмечен правительственными наградами, знаками "Почетный железнодорожник”,  званиями  "Заслуженный строитель транспорта”, "Заслуженный работник транспорта”. Пять метрополитеновцев удостоены звания Лауреатов Государственной премии СССР и Украины.
   Предприятие неоднократно отмечалось государственными знаками отличия, среди которых:
-      Лауреат общенационального рейтинга "100 украинских предприятий с динамическим развитием”
-      Лауреат всеукраинской акции "Золотая фортуна – в 1999 году”, "Золотая фортуна – в 2000 году”
-      "Хрустальный рог изобилия 2000 года”
-      Орден отличия Международной кадровой академии 2000 года
-      Диплом общеукраинского проекта "Украина транспортная” в номинации "Лидер транспортной отрасли Украины 2003 года”
-      Диплом "Лучшего работодателя Украины 2004 года”
-      Победитель Национального бизнес рейтинга 2006 года с присвоением звания «Лидер отрасли» в номинациях: объем реализации продукции, чистая прибыль, заработная плата, производительность труда
-      «Международный золотой приз по транспорту (Приз нового тысячелетия)» - Мадрид, 2007 год
-      Лучшее государственное предприятие 2009 года; руководитель признан Государственным руководителем года с награждением орденом «За заслуги в профессиональной деятельности»
-      Награда «Европейское качество» в 2010 году (за длительную целенаправленность в достижении высокого качества, соответствующего Европейским стандартам).
   В свои 36 лет КП «Харьковский метрополитен» - постоянный  член Международной Ассоциации "Метро” и Международного союза общественного транспорта, активный участник разработки и внедрения современных транспортных технологий, направленных, в первую очередь, на безопасность и комфорт перевозки пассажиров.
   Весомый вклад в развитие метрополитена, обеспечение его безаварийной и безопасной работы, высокий профессионализм лучших работников предприятия был отмечен накануне Дня метрополитена наградами Харьковской областной государственной администрации, Харьковского областного совета, Исполнительного комитета Харьковского городского совета:
   Почетный знак Харьковского областного совета «Слобожанская слава» –
Поляков Федор Иванович (главный экономист)
   Почетная грамота Харьковской областной государственной администрации и Харьковского областного совета –
Новиков Сергей Евгеньевич (заместитель начальника отдела материально-технического снабжения)
Емельянов Виктор Филиппович (главный инженер службы электроснабжения)
   Почетная грамота Харьковского областного совета –
Куропятник Дмитрий Юрьевич (инспектор технической помощи службы пути и туннельных сооружений)
   Благодарность главы Харьковской областной государственной администрации и главы Харьковского областного совета –
Кадак Вадим Геннадиевич (старший поездной диспетчер службы движения)
Карачевцев Александр Васильевич (старший мастер электромеханической службы)
   Почетная грамота Харьковского городского совета –
Калуш Надежда Борисовна (начальник станции «Ак.Барабашова» службы движения)
   Почетная грамота Исполнительного комитета Харьковского городского совета –
Палютин Юрий Петрович (облицовщик-плиточник службы пути и туннельных сооружений)
Харченко Лариса Дмитриевна (секретарь генерального директора метрополитена)
   Благодарность Харьковского городского головы –
Ренковой Владимир Сергеевич (начальник дистанции автоматики службы автоматики, телемеханики и связи)
Гахов Юрий Алексеевич (старший энергодиспетчер службы электроснабжения).

Официальный сайт КП «Харьковский метрополитен»
http://www.metro.kharkov.ua/uk/news/view/id/162
Категория: Новости Ленинского района | Просмотров: 882 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Друзья сайта
    Помните нас!Герои страны
    проект систематизации учетных данных и документов о погибших воинах во Второй Мировой войне и последующих конфликтах.ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
    Подвиг НародаПобеда 1945
    Реабилитированные временем
Статистика
© 2007-2024 "Zarapkop"