
Пока Харьков раздумывает (который уже год) над проблемой избавления от
твердых бытовых отходов, регулярно затрачивая гигантские суммы на
обустройство и заполнение свалок, в одном из самых оживленных районов
города — на Южном вокзале — появился и успешно работает небольшой
мусороперерабатывающий цех.
Благодаря его работе железнодорожники сумели вдесятеро (!) сократить
затраты на утилизацию мусора, остающегося после пассажиров. А главное —
сделать реальный шаг на пути к снижению загрязнения окружающей нас
природы.
Его пример — другим наука
Проблема отходов — одна из самых актуальных, стоящих перед сегодняшней
цивилизацией. Ежегодно количество мусора, образующегося на планете
Земля, увеличивается на 3 процента. Фактически, если посмотреть на мир
глазами статистики, человечество медленно утопает в собственных
нечистотах. Вместе с тем, если верить ученым, любое химическое вещество
может быть неоднократно с выгодой использовано человеком. Получается
парадокс: мы выбрасываем то, что может нам еще пригодиться.
Разумеется, для того, чтобы делать «доходы из отходов», необходимо
приложить силы, средства и, в первую очередь, смекалку. Именно такой
подход к решению «мусорной» проблемы продемонстрировали сотрудники ЮЖД.
Их детище — мусороперерабатывающий комплекс — способно решить проблему
бытовых отходов для отдельно взятого предприятия или небольшого
населенного пункта.
«Думай глобально — действуй локально!» Этот лозунг
экологов начала 1990-х здесь полностью оправдывает себя: чем больше
подобных установок появится повсеместно, тем менее острой будет проблема
отходов в целом по Украине.
Однако, обо всем по-порядку. Первый опытный образец передвижной
мусоросжигательной установки на Южной железной дороге был создан еще в
1999 году (о нем также писала газета «Время»). Его мощность составляла
100 кг мусора в час. А в 2003 году на станции Люботин появился
стационарный мусороперерабатывающий комплекс, который до сих пор
считается одним из лучших в своем роде: кроме решения проблемы отходов,
он может еще и давать тепло. Причем мощностей этого комплекса хватает на
утилизацию не только того мусора, который образуется на объектах
железной дороги, но и на уничтожение бытовых отходов населенных пунктов,
расположенных неподалеку.
Новый передвижной мусороперерабатывающий комплекс, осенью прошлого года
занявший свое место у вокзала Харьков-Пассажирский, был введен в
эксплуатацию по инициативе начальника дороги Виктора Остапчука.
Примечательно, что здесь уже взята на вооружение технология
предварительной сортировки мусора с изъятием из него вторичного сырья (а
это примерно треть всей массы) и сжиганием остатка.
В свое время мусоросжигательные технологии подвергались большой критике
со стороны экологов. Однако разработчики МПК уверены: к их детищу эта
критика не относится. В выхлопах установки вредных веществ практически
нет. Залогом этого служат пять степеней очистки выбросов, каталитический
дожиг газов и обработка их известью, которая нейтрализует всю органику.
В основе мусороперерабатывающего комплекса — новейшие разработки
отечественных и зарубежных ученых, а построен он был совместными
усилиями железнодорожников и харьковской НПФ «Технология» с применением
оборудования и комплектующих только отечественного производства.
Чистота... среди мусора
Несмотря на то, что мусороперерабатывающий комплекс находится совсем
недалеко от платформы, к которой прибывают пригородные электрички,
догадаться о его существовании практически невозможно, пока не попадешь
непосредственно на небольшую огороженную площадку, где он и стоит. Ни
запаха, ни пыли и грязи, которые обычно сопровождают процесс даже
небольшого скопления отходов, здесь нет. Между тем, комплекс
круглосуточно принимает контейнеры с мусором, выгружаемым из
пассажирских поездов дальнего следования, и выдает «на гора» аккуратно
упакованное в ящики вторсырье: стеклянные бутылки, полиэтиленовую тару,
картон, жестяные банки из-под консервов и пива — словом, все, что можно
переработать и с выгодой использовать снова и снова.
Весь поступающий на МПК мусор (а установка рассчитана на переработку 300
кг отходов в час) подается манипулятором в контейнер, а оттуда
поступает на конвейерную ленту. Работники комплекса тщательно
отсортировывают камни и керамику — их ни перерабатывать, ни сжигать не
представляется возможным. Все, пригодное к использованию в качестве
вторсырья, складируется в специальные коробки и по возможности
прессуется. Остальное — поступает в печь для сжигания.
Сортировщицы мусора — Татьяна Ивахненко и Любовь Кирилюк — рассказывают,
что работу выбрали, конечно, не по призванию, но что поделаешь, если за
несколько лет до пенсии тебя сокращают с предприятия, на котором прошла
едва ли не вся трудовая жизнь? А здесь, на ЮЖД, зарплату, между прочим,
платят неплохую и вовремя. Да и работа, вопреки сложившемуся
стереотипу, вовсе не такая уж грязная.
— Работаем по 12 часов, — рассказывает Татьяна Ивахненко. — Есть у нас
все необходимые средства защиты: перчатки, очки, респираторы. На перерыв
ходим по очереди, чтобы не останавливать процесс сортировки. Хотя
остановить конвейер при необходимости можем в любой момент.
— А почему в помещении практически не чувствуется запах мусора?
— Во время перерыва помещение обрабатывается кварцевыми лампами, а
конвейерная лента «кварцуется» постоянно. В конце каждой смены помещение
обрабатывается дезинфицирующим средством.
— Я вижу, что среди рассыпного мусора нередко попадаются полиэтиленовые
пакеты со сложенными в них отходами. Пассажирам кажется, что в таком
виде процесс избавления от мусора будет аккуратнее, а вам приходится
разрывать каждый такой пакет специальным инструментом, чтобы выбрать из
него то, что можно использовать как вторсырье. Не мешает ли вам это, не
вызывает досады?
— Нет. Вскрытие таких кульков предусмотрено технологическим процессом
сортировки ТБО. Когда специалисты разрабатывали эту технологию, они
учли, что часть пассажиров упаковывает свой мусор в пакеты, так что нас
это вовсе не раздражает и процесс сортировки не тормозит. Для работников комплекса (а их по штату насчитывается 20 человек,
работают по 5 в каждую смену) отремонтировали одноэтажное здание,
стоящее рядом с железнодорожной колеей. Здесь есть и шкафчики для
спецодежды, и мини-кухня, и стиральная машина, и, конечно же, душевая
кабина с горячей водой. Территория вокруг поддерживается в идеальном
порядке, которому не в состоянии помешать ни снежные заносы, ни весенняя
слякоть, ни наша многолетняя убежденность в том, что любое обращение с
отходами почему-то непременно должно сопровождаться грязью и
неряшливостью. А летом, говорят работники МПК, здесь будут благоухать
цветочные клумбы.
Деньги, которые раньше вылетали в трубу
До того, как мусороперерабатывающий комплекс приступил к своей работе,
проблема утилизации отходов была для Южного вокзала чрезвычайно острой. К
примеру, в 2008 году на вывоз мусора на полигон ТБО там было потрачено
227 тыс. грн. Теперь же затраты удалось сократить на 90 процентов!
— У нас заключен договор с фирмой, которая покупает стекло, макулатуру,
ПЭТ-бутылки, жесть, — рассказывает начальник вокзала
Харьков-Пассажирский Леонид Чалый.
— А недавно комплекс начал сдавать
даже... сажу, образующуюся после сжигания непригодного для переработки
мусора. Эта сажа используется при производстве черного лака, так что
приобретают ее охотно, да и в общей сумме вырученных от сдачи вторсырья
средств доход от продажи сажи теперь даже доминирует! За два последних месяца минувшего года комплекс заработал на
отсортированном и сданном вторсырье 2250 грн. А только за февраль
нынешнего года — уже 2016 грн. С наступлением лета и возрастанием числа
пассажиров (а значит, и количества «производимого» ими мусора)
сотрудники МПК ожидают увеличения выручки за сданное вторсырье.
А в планах ЮЖД тем временем — создание еще нескольких передвижных
мусороперерабатывающих комплексов. Специалисты считают, что их услуги
будут востребованы многими селами и дачными поселками, испытывающими
трудности с утилизацией мусора. Так что, возможно, со временем эти
комплексы будут приносить реальную пользу и сельским жителям, и
железнодорожникам, которым пока приходится убирать и вывозить тот мусор,
который тоннами выбрасывают в лесополосы у железных дорог
несознательные дачники.
Татьяна Буряковская
http://timeua.info/010410/17517.html