Среда, 18.06.2025
сайт Царапкопа (г.Харьков, Украина)
Меню сайта
Разделы новостей
Новости Царапкопа [21]
Новости сайтостроения [8]
Новости Лысой горы [65]
Новости Ленинского района [1559]
Дежурная часть [764]
О спорте... [560]
Наш опрос
Ваша оценка сайту
Всего ответов: 1542
Главная » 2010 » Апрель » 1 » Путь к чистоте
Путь к чистоте
22:59
Пока Харьков раздумывает (который уже год) над проблемой избавления от твердых бытовых отходов, регулярно затрачивая гигантские суммы на обустройство и заполнение свалок, в одном из самых оживленных районов города — на Южном вокзале — появился и успешно работает небольшой мусороперерабатывающий цех.
   Благодаря его работе железнодорожники сумели вдесятеро (!) сократить затраты на утилизацию мусора, остающегося после пассажиров. А главное — сделать реальный шаг на пути к снижению загрязнения окружающей нас природы.
   Его пример — другим наука
   Проблема отходов — одна из самых актуальных, стоящих перед сегодняшней цивилизацией. Ежегодно количество мусора, образующегося на планете Земля, увеличивается на 3 процента. Фактически, если посмотреть на мир глазами статистики, человечество медленно утопает в собственных нечистотах. Вместе с тем, если верить ученым, любое химическое вещество может быть неоднократно с выгодой использовано человеком. Получается парадокс: мы выбрасываем то, что может нам еще пригодиться.
   Разумеется, для того, чтобы делать «доходы из отходов», необходимо приложить силы, средства и, в первую очередь, смекалку. Именно такой подход к решению «мусорной» проблемы продемонстрировали сотрудники ЮЖД. Их детище — мусороперерабатывающий комплекс — способно решить проблему бытовых отходов для отдельно взятого предприятия или небольшого населенного пункта. «Думай глобально — действуй локально!» Этот лозунг экологов начала 1990-х здесь полностью оправдывает себя: чем больше подобных установок появится повсеместно, тем менее острой будет проблема отходов в целом по Украине.
   Однако, обо всем по-порядку. Первый опытный образец передвижной мусоросжигательной установки на Южной железной дороге был создан еще в 1999 году (о нем также писала газета «Время»). Его мощность составляла 100 кг мусора в час. А в 2003 году на станции Люботин появился стационарный мусороперерабатывающий комплекс, который до сих пор считается одним из лучших в своем роде: кроме решения проблемы отходов, он может еще и давать тепло. Причем мощностей этого комплекса хватает на утилизацию не только того мусора, который образуется на объектах железной дороги, но и на уничтожение бытовых отходов населенных пунктов, расположенных неподалеку.
   Новый передвижной мусороперерабатывающий комплекс, осенью прошлого года занявший свое место у вокзала Харьков-Пассажирский, был введен в эксплуатацию по инициативе начальника дороги Виктора Остапчука. Примечательно, что здесь уже взята на вооружение технология предварительной сортировки мусора с изъятием из него вторичного сырья (а это примерно треть всей массы) и сжиганием остатка.
   В свое время мусоросжигательные технологии подвергались большой критике со стороны экологов. Однако разработчики МПК уверены: к их детищу эта критика не относится. В выхлопах установки вредных веществ практически нет. Залогом этого служат пять степеней очистки выбросов, каталитический дожиг газов и обработка их известью, которая нейтрализует всю органику. В основе мусороперерабатывающего комплекса — новейшие разработки отечественных и зарубежных ученых, а построен он был совместными усилиями железнодорожников и харьковской НПФ «Технология» с применением оборудования и комплектующих только отечественного производства.
   Чистота... среди мусора
   Несмотря на то, что мусороперерабатывающий комплекс находится совсем недалеко от платформы, к которой прибывают пригородные электрички, догадаться о его существовании практически невозможно, пока не попадешь непосредственно на небольшую огороженную площадку, где он и стоит. Ни запаха, ни пыли и грязи, которые обычно сопровождают процесс даже небольшого скопления отходов, здесь нет. Между тем, комплекс круглосуточно принимает контейнеры с мусором, выгружаемым из пассажирских поездов дальнего следования, и выдает «на гора» аккуратно упакованное в ящики вторсырье: стеклянные бутылки, полиэтиленовую тару, картон, жестяные банки из-под консервов и пива — словом, все, что можно переработать и с выгодой использовать снова и снова.
   Весь поступающий на МПК мусор (а установка рассчитана на переработку 300 кг отходов в час) подается манипулятором в контейнер, а оттуда поступает на конвейерную ленту. Работники комплекса тщательно отсортировывают камни и керамику — их ни перерабатывать, ни сжигать не представляется возможным. Все, пригодное к использованию в качестве вторсырья, складируется в специальные коробки и по возможности прессуется. Остальное — поступает в печь для сжигания.
   Сортировщицы мусора — Татьяна Ивахненко и Любовь Кирилюк — рассказывают, что работу выбрали, конечно, не по призванию, но что поделаешь, если за несколько лет до пенсии тебя сокращают с предприятия, на котором прошла едва ли не вся трудовая жизнь? А здесь, на ЮЖД, зарплату, между прочим, платят неплохую и вовремя. Да и работа, вопреки сложившемуся стереотипу, вовсе не такая уж грязная.
   — Работаем по 12 часов, — рассказывает Татьяна Ивахненко. — Есть у нас все необходимые средства защиты: перчатки, очки, респираторы. На перерыв ходим по очереди, чтобы не останавливать процесс сортировки. Хотя остановить конвейер при необходимости можем в любой момент.
    — А почему в помещении практически не чувствуется запах мусора?
   — Во время перерыва помещение обрабатывается кварцевыми лампами, а конвейерная лента «кварцуется» постоянно. В конце каждой смены помещение обрабатывается дезинфицирующим средством.
   — Я вижу, что среди рассыпного мусора нередко попадаются полиэтиленовые пакеты со сложенными в них отходами. Пассажирам кажется, что в таком виде процесс избавления от мусора будет аккуратнее, а вам приходится разрывать каждый такой пакет специальным инструментом, чтобы выбрать из него то, что можно использовать как вторсырье. Не мешает ли вам это, не вызывает досады?
   — Нет. Вскрытие таких кульков предусмотрено технологическим процессом сортировки ТБО. Когда специалисты разрабатывали эту технологию, они учли, что часть пассажиров упаковывает свой мусор в пакеты, так что нас это вовсе не раздражает и процесс сортировки не тормозит.

   Для работников комплекса (а их по штату насчитывается 20 человек, работают по 5 в каждую смену) отремонтировали одноэтажное здание, стоящее рядом с железнодорожной колеей. Здесь есть и шкафчики для спец­одежды, и мини-кухня, и стиральная машина, и, конечно же, душевая кабина с горячей водой. Территория вокруг поддерживается в идеальном порядке, которому не в состоянии помешать ни снежные заносы, ни весенняя слякоть, ни наша многолетняя убежденность в том, что любое обращение с отходами почему-то непременно должно сопровождаться грязью и неряшливостью. А летом, говорят работники МПК, здесь будут благоухать цветочные клумбы.
   Деньги, которые раньше вылетали в трубу
   До того, как мусороперерабатывающий комплекс приступил к своей работе, проблема утилизации отходов была для Южного вокзала чрезвычайно острой. К примеру, в 2008 году на вывоз мусора на полигон ТБО там было потрачено 227 тыс. грн. Теперь же затраты удалось сократить на 90 процентов!
   — У нас заключен договор с фирмой, которая покупает стекло, макулатуру, ПЭТ-бутылки, жесть, — рассказывает начальник вокзала Харьков-Пассажирский Леонид Чалый. — А недавно комплекс начал сдавать даже... сажу, образующуюся после сжигания непригодного для переработки мусора. Эта сажа используется при производстве черного лака, так что приобретают ее охотно, да и в общей сумме вырученных от сдачи вторсырья средств доход от продажи сажи теперь даже доминирует!
   За два последних месяца минувшего года комплекс заработал на отсортированном и сданном вторсырье 2250 грн. А только за февраль нынешнего года — уже 2016 грн. С наступлением лета и возрастанием числа пассажиров (а значит, и количества «производимого» ими мусора) сотрудники МПК ожидают увеличения выручки за сданное вторсырье.
   А в планах ЮЖД тем временем — создание еще нескольких передвижных мусороперерабатывающих комплексов. Специалисты считают, что их услуги будут востребованы многими селами и дачными поселками, испытывающими трудности с утилизацией мусора. Так что, возможно, со временем эти комплексы будут приносить реальную пользу и сельским жителям, и железнодорожникам, которым пока приходится убирать и вывозить тот мусор, который тоннами выбрасывают в лесополосы у железных дорог несознательные дачники.

Татьяна Буряковская
http://timeua.info/010410/17517.html
Категория: Новости Ленинского района | Просмотров: 1236 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2010  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Друзья сайта
    Помните нас!Герои страны
    проект систематизации учетных данных и документов о погибших воинах во Второй Мировой войне и последующих конфликтах.ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
    Подвиг НародаПобеда 1945
    Реабилитированные временем
Статистика
© 2007-2025 "Zarapkop"