Чего не скажешь о конторах, которые наживались за счет государственного предприятия. Почему Аваков выгнал Протаса? Откуда на заводе шампанских вин новое оборудование? Какое отношение имеет США к украинскому государственному предприятию? Интервью с заместителем начальника Контрольно-ревизионного управления в Харьковской области Сергеем Труновым.
- Сергей Анатольевич, когда началась проверка КРУ и что это за проверка?
- Это плановая проверка, которая проводится согласно плану проверок Контрольно-ревизионного управления. Мы решили посмотреть как результаты нашего аудита, который мы проводили год назад, отразились на хозяйственной деятельности предприятия. Но вначале я хотел бы рассказать о предыстории вопроса. Вы обратили внимание, что в последнее время начались нападки со стороны Протаса (Александр Протас, харьковский бизнесмен, фактический владелец торговой группы "Таргет") на губернатора? О том, что эта проверка заказная, что эта проверка инициирована именно губернатором с целью захвата бизнеса? Хочу сразу сказать - первая проверка (аудит) началась в то время, когда Протас был советником губернатора, и мы эту проверку начали проводить, чтобы оценить ситуацию на государственном предприятии «Харьковский завод шампанских вин». Картина получилась далеко нелицеприятная. И увольнение Протаса с должности советника было связано не с политическими мотивами, а исключительно с экономическими. Губернатор отказался покрывать финансовые схемы Протаса, которые тот реализовывал на заводе шампанских вин.
- Какие это схемы?
- По сути, на предприятии был создан единственный контрагент - предприятие с иностранными инвестициями Торговый дом «Харьковский завод шампанских вин». Как и другие структуры ТГ «Таргет» - «Кибелла», «Орнатус» - они все были зарегистрированы на собственника, который находится в США. Все по одному и тому же адресу. Работа предприятия была направлена исключительно на получение прибыли не заводом, а структурами торговой группы «Таргет» - охранные мероприятия, маркетинговые исследования, поставки продукции и т.д. Основная продукция, которая выпускалась - «Советское шампанское» - отпускалась по цене себестоимости, т.е. без минимальной прибыли для госпредприятия. Вся эта продукция отправлялась на Торговый дом по договору комиссии, работал еще один договор - на реализацию. Договор комиссии предусматривал получение выручки от реализации от комиссионера, которым выступал ТД «ХЗШВ», и направление этой выручки на развитие предприятия.
На самом деле вся продукция, которая отпускалась Торговому дому «ХЗШВ», фактически оставалась в обороте группы «Таргет». На сегодняшний день только по этим двум договорам задолженность ТД «ХЗШВ» составляет больше 20 млн. гривен. И сегодня на завод продукция не возвращена.
- Завод предпринимал какие-то действия в связи с невыполнением условий договора?
- Да. Завод в свое время отправил письмо в адрес Торгового дома о том, что они прекращают действия по договору комиссии и просят вернуть продукцию. На сегодняшний день продукция не возвращена, а мы в результате встречной проверки подтверждаем, что вся продукция уже реализована.
Я думаю, правоохранительные органы и сами дадут определение этой комбинации - когда продукция, принадлежащая государственному предприятию, реализовывается без договора. На 8 млн. 110 тысяч гривен.
Сама работа на заводе была нацелена на то, чтобы загнать предприятие в как можно большие долги. Для этой цели были получены кредиты в банках - около 65 млн. гривен. Все эти кредиты были израсходованы для производства продукции и вся эта продукция отправлена через торговые сети «Таргета» на реализацию. По сути, все деньги оказались у структур торговой группы, а завод остался в долгах перед банками и перед контрагентами. Там эти деньги безвозвратно "зависли" и, как вы знаете, по всем этим структурам на сегодняшний день возбуждены дела о банкротстве. Но с банкротством, думаю, правоохранительные органы в ближайшее время разберутся и посмотрят - насколько это банкротство отвечает закону о банкротстве.
Хочу подчеркнуть - когда инициатором банкротства выступают субъекты, которые имеют огромные долги перед госпредприятием - это явные признаки фиктивного банкротства. Предприятие просто умышленно доводится до такой степени, чтобы не рассчитаться с государственным предприятием за поставленную продукцию.
Знаете, нас очень удивил тот факт, что многие средства массовой информации преподнесли назначение нового руководителя на госпредприятие «Харьковский завод шампанских вин», как рейдерский захват. На самом деле ситуация на предприятии была настолько плачевная, что оставались считанные дня до того как объявить предприятие банкротом в прямом смысле этого слова. И это было банкротство, управляемое со стороны одной торговой группы «Таргет».
- Сергей Анатольевич, о какой сумме убытка, нанесенного государственному предприятию, идет речь? Вы говорите о 20 млн., в прессе называлась сумма в 100 млн. гривен?
- Я не могу назвать на сегодняшний день точную цифру, потому что ревизия не закончена. Но только по одному контрагенту - ТД «ХЗШВ» - невозврат выручки от реализации составил больше 20 млн. гривен. Это значительная сумма для предприятия. Сегодня эти средства могли бы качественно повлиять на финансовое состояние завода и позволили бы ему более активно выходить на рынок. Ведь сегодня предприятие фактически работает на полную мощность и потребители стоят в очереди за продукцией Харьковского завода. Открывается фирменная торговая сеть, которая при предыдущем руководстве была закрыта… Понятно по какой причине - зачем создавать конкуренцию в своей среде. Если продаешь через одного контрагента - никаких конкурентов не будет и цену можно диктовать всем остальным.
Что касается суммы 100 млн. гривен, то она была названа по результатам аудита, который был проведен полтора года назад. Были выявлены упущения в работе госпредприятия, убытки, которые нанес прежний руководитель своему предприятию.
Но меня удивляет другое. Нарушения мы установили только по одному виду продукции - «Советское шампанское»! Выборочно провели анализ - сколько завод потерял только по одному этому направлению. Но когда мы предоставили свой отчет в Министерство аграрной политики (в ведомстве этого министерства находится Харьковский завод шампанских вин), там на это внимания не обратили! И только когда губернатор включился в этот процесс, когда эта информация была передана Премьер-министру Украины, когда Тимошенко подняла вопрос о том, что на госпредприятии разворовываются государственные деньги, только после этого вмешательства в корне изменилась ситуация в Министерстве агрополитики и произошла смена руководителя. Именно результаты нашего аудита стали причиной смены руководителя на ХЗШВ.
- Что сегодня происходит на предприятии? Проверка продолжается?
- Проверка продолжается. Согласно закону мы 30 дней проводим проверку на объекте и 30 дней можем проводить проверку на контрагентах. В данный момент мы приостановили проверку на самом заводе и делаем проверку всех контрагентов, с которыми имел взаимоотношение завод шампанских вин. Думаю, в ближайшие дни мы вернемся на предприятие и продолжим проверку дальше. А когда закончим, дадим полную картину всей финансовой деятельности.
- Утверждалось, что благодаря «протасовскому» менеджменту на завод пришли серьезные инвестиции, было заменено оборудование…
- Как раз одно из уголовных дело возбуждено по факту так называемого обновления активов предприятия. Было закуплено оборудование - емкости - стоимостью больше, чем на миллион гривен. На самом деле эти емкости когда-то были списаны, как пришедшие в негодность, а потом «возникла необходимость» приобрести емкости. А зачем приобретать новые, когда те стоят? И через одно из предприятий (не буду уточнять какое, т.к. это материалы уголовного дела), были приобретены эти же емкости, которые стояли на заводе…
Экспертизой этот факт установлен - емкости старые, ржавые. Кстати, это было отражено у нас в акте аудита - что емкости не новые, они около 20 лет стояли на заводе, на стационарном бетонном фундаменте. По сути, произошло вымывание оборотных средств предприятия.
В рамках данного уголовного дела СБУ изъяло все документы, касаемые финансовой деятельности Харьковского завода шампанских вин. Так что, думаю, прокуратура, правоохранительные органы, поставят точку в этом вопросе. В самое ближайшее время.
- Ряд предприятий группы «Таргет» начали процедуру банкротства. Есть ли связь между этим событием и проверками КРУ?
- Все проверки, которые проводятся по предприятиям группы «Таргет» связаны только с тем, что все они имели взаимоотношения с нашим государственным предприятием и никакой связи с процедурой банкротства, начатой этими предприятиями, нет. По правде говоря, мы бы эти проверки закончили в 5-6 дней, если бы была нормальная обстановка на ХЗШВ. Но когда мы пришли на завод, то не видели ни руководителя, ни главного бухгалтера… Система там была выстроена так, что наше общение осуществлялось исключительно через юристов, которые даже не представились - кто они такие. Документы предоставляли только посмотреть и тут же забирали. Это они считали, что представили документы органам КРУ. Хотя есть требования, согласно которым необходимо предоставлять копии таких документов для приобщения к материалам ревизии.
Сейчас главный вопрос, чтобы это так называемое банкротство структур «Таргета» не привело к тому, что на каком-то этапе состоится передача долгов от одного контрагента другому, потом один контрагент запустит реальную систему банкротства, его обанкротят, те, кто передал ему долги, не заявят свои кредиторские требования… И в результате пострадает государственное предприятие, которому фактически не вернули значительную сумму.
- Как сейчас строятся отношения на самом заводе шампанских вин? Сегодня руководство идет навстречу?
- Ситуация на заводе заметно изменилась. Если нам практически не давали общаться ни с работниками предприятия, ни с бухгалтером, ни с лицами, ответственными за товарно-материальные ценности, и общались мы, пребывая на государственном предприятии (!), только с юристами «Таргета». И этих же юристов мы встретили, когда проверяли Торговый дом «ХЗШВ». Те же самые юристы, которые были на заводе! Потом выяснилось, что никаких договоров между ними и госпредприятием на обслуживание не было! Сейчас нам предоставляют все возможные документы, нам всячески содействует руководство предприятия, бухгалтерия…
- Вы контактируете с прежним руководством «шампанки»?
- Нет. Старое руководство с нами на связь не выходит. Я так понимаю, что это установка их руководителя, того, кто соучаствовал в их назначении на предприятие.
- Сергей Анатольевич, как дальше будут развиваться события, после того как КРУ закончит проверку?
- По каждому факту нарушения, которое мы усмотрели, мы все материалы будем передавать в правоохранительные органы. И не обязательно будем дожидаться окончания ревизии. Есть Уголовный кодекс, который предусматривает, что если мы видим факты нарушения уже сейчас, то окончания проверки мы ожидать не будем. Все факты будут задокументированы и переданы в правоохранительные органы. Поэтому мы активно будем с ними сотрудничать в части детализации тех материалов, которые передадим.
- А та информацию, которую опубликовала облгосадминистрация?
- То, что мы передали губернатору, это оперативная информация. Я не могу сейчас раскрывать кое-какие данные по ходу всех оперативных мероприятий. Давайте так - думаю, в самое ближайшее время начальник КРУ расскажет о предварительных итогах проверки, и вы увидите, что реально уже сделано. Это будет буквально через полторы недели.