Вагон был рожден за несколько лет до Первой мировой войны, пережил три государства и был свидетелем грандиозных событий. В Украине сохранилось всего несколько подобных единиц подвижного состава царской эпохи. Харьковский экземпляр – самый старый, уверяют железнодорожники, ему почти сто лет.
Свой второй день рождения патриарх железной дороги празднует на станции «Харьков-Сортировочный». Еще в начале семидесятых годов прошлого века его списали, некоторое время использовали под жилье, а потом вообще отправили в утиль. Вспомнили о дореволюционном раритете только тогда, когда начали готовиться к празднованию юбилея южной железной дороги, рассказывает руководитель пассажирского депо Анатолий Мусиенко. Вагон пришлось восстанавливать, как говорится, с нуля: (показывает фотографию) «Вот момент реставрации, когда мы обнаружили, что вагон внутри полностью сгнил, и восстанавливать его из того же материала просто нет смысла».
Чтобы максимально приблизить копию к оригиналу, железнодорожники подались в собственный архив, там им не помогли, тогда обратились в спецфонд местной библиотеки, где наконец откопали чертежи и документы, датированные 1915 годом, с помощью которых проводили реконструкцию.
Михаил Савченко, слесарь по ремонту подвижного состава: «Было очень интересно, потому что вагон нестандартный, и когда начинаешь его делать, получается откатываешься в прошлое».
Слесарь по ремонту вагонов Сергей Щегринец тридцать лет занимается ремонтом путевых машин. Но такого экземпляра восстанавливать еще не приходилось. Больше всего хлопот было с железной "начинкой", признается мужчина, не одни сутки пришлось провести лежа под вагоном, чтобы понять, как действуют механизмы:
Сергей Щегринец, слесарь-реставратор: «Занимались всем, тормозами, тросами, рессорами, колесными парами — сейчас такого нет, это было в прошлом». Железнодорожникам понадобилось полгода и примерно 40 тысяч гривен, чтобы завершить реставрацию. Старый царский герб с двуглавым орлом – это уже прихоть, говорят харьковчане. Пассажирами вагона 4 класса на самом деле были не император и его семья, а обычные люди.
Именно так выглядели вагоны 4 класса 100 лет назад. Сиденья были изготовлены из дерева, а салон освещался при помощи свечных ламп.
Сделать самостоятельным участником движения вагон-ветеран в Харькове не планируют. Вместе с другими экспонатами он станет частью экспозиции музея Южной железной дороги.