"Горэлектротранс" хочет отказаться от штатных сотрудников, которые не отдают все деньги пассажиров.
Новый эксперимент в городском транспорте. Оставить трамваи и троллейбусы без кондукторов, вместо них деньги с пассажиров будут собирать частные предприниматели, придумали в мэрии. Причина — 440 кондукторов не отдают всю выручку своему работодателю.
Харьковские кондукторы 24-го маршрута троллейбуса уже два дня в эксперименте. "Толком нам ничего не объяснили, что это будет за контора и как она будет называться — "Рога" или "Копыта". Нас заставляют писать заявления по собственному желанию, мы отказались, но нам пригрозили, сказав, что на наше место желающих — тысячи", — рассказала нам кондуктор Валентина Бордунова. "Я отец-одиночка, пользуюсь льготами, и переходить в частную фирму мне невыгодно", — говорит Игорь Кебко.
Кондукторы боятся, что перевод, который им предлагают, — фикция: чтобы не увольнять по закону (тогда предприятие должно будет заплатить выходное пособие и перечислить на биржу труда немалые средства), расстанутся за невыполнение плана. Кондуктор-частник должен продать 133 талона в час — в конце рабочего дня в кассу нужно сдать 800 гривен. "Если в течение 3—4 дней план не будет выполняться, нас попросту уволят", — негодуют штатные сборщики денег за проезд в транспорте. По многолетнему опыту они знают: этот план выполнить непросто. Вчера на маршрут уже вышли новые коммерческие кондукторы. Но рассказывать, как выполняется план, категорически отказываются.
У "Горэлектротранса" есть своя версия. Генеральный директор КП "Горэлектротранс" Алексей Палант признается: над кондукторами действительно ставят эксперименты. Это единственный способ вывести работников "на чистую воду" и узнать, сколько денег оседает в их карманах. "Если окажется, что уровень коррупции достаточно высок, то мы пойдем по пути Львова, где билеты в транспорте продают частные предприниматели". На вопрос, почему выбран этот маршрут, отвечает просто: здесь 60% троллейбусов давно без кондукторов, а у начальства — немало данных о том, как продаются билеты на этом маршруте. Но выяснять пофамильно всех нечестных кондукторов не собираются. Надеются на то, что нечестному кондуктору будет попросту невыгодно забирать деньги в карман.
Кондуктора и водители трамваев слышали об эксперименте. Но относятся к нему скептически, живут в надежде, что к ним руки чиновников не дотянутся. "Я думаю, что ничего из этого не выйдет, — говорит водитель трамвая Александр. — А чтобы люди нормально работали, нужно достойную зарплату платить. Сейчас, выполняя с трудом план, получаю 2000—2500 грн.". Пассажирам пока все равно, кому платить — частнику или штатному кондуктору. Лишь бы стоимость проезда не поднимали больше.
ВЕРНУЛИСЬ В СССР
Во Львове кондукторы действительно осенью стали частными предпринимателями. Однако с наступлением кризиса их уволили. В трамваях и троллейбусах установили компостеры, как в советское время. "Талончики продаются в основном на конечных остановках, — рассказала "Сегодня" львовянка Надежда Пащук. — Заходишь, компостируешь. Если нет талончика, его можно купить у водителя. Но дать ты обязан без сдачи — водитель не имеет права отвлекаться на деньги". С безопасностью движения во Львове связали и подорожание проезда в конце осени — с 75 копеек до 1 гривни.
СЭКОНОМЯТ НА НАЛОГАХ С ЗАРПЛАТ
В Государственной налоговой администрации, узнав об идее городских властей, разводят руками. "Я даже не знаю... С юридической точки зрения частные предприниматели не могут осуществлять контроль и продавать билеты в общественном транспорте, это обязанности коммунального предприятия", — рассказала руководитель разъяснительного отдела ГНИ в Харьковской области Яна Чуб. Отказываться от эксперимента власти вряд ли станут: это существенная экономия на налогах, которые сейчас отчисляются с зарплат кондукторов.