Вчера, сегодня и завтра главной газеты ЮЖД.
75 лет для истории — всего лишь мгновение. Для человека — целая жизнь. Для газеты — самое время расцвета, опыт нескольких поколений сотрудников, мудрость коллективного творчества. Тем более, для такой газеты, как «Южная магистраль» — лучшей в системе «Укрзалізниці». Ее читают, ее подписывают, ее передают из рук в руки, ею гордятся на Южной железной дороге.
До осени 1933 года своего издания у железнодорожников не было. Решением директивных органов создали тогда «Большевик Южной», впоследствии «Южная магистраль» — орган управления и политотдела ЮЖД. Первый номер газеты вышел 5 ноября на украинском языке. Через три года она стала издаваться на русском — пять номеров в неделю. Штатных сотрудников в то время было не больше 17, но вокруг них сформировалась большая группа рабкоров, для которых постоянно организовывались слеты, семинары и встречи, позволявшие готовить штатных корреспондентов из железнодорожников, имевших склонность к журналистике. Редакция состояла из секретариата и шести отделов. При газете имелся вагон выездной редакции, оборудованный мини-типографией. Он был боевой единицей редакционного коллектива и направлялся на крупные узловые станции и железнодорожные стройки. Два литсотрудника и один наборщикпечатник — экипаж вагона — выпускали по прибытии 2—3 листовки и обеспечивали газету местным материалом.
О чем писала в те годы «Южная магистраль»? Прежде всего, о стахановском движении. Зачастую сами корреспонденты были в числе тех, кто организовывал формирование тяжеловесных поездов, пропуск их с высокой скоростью на участках
Основа — Льгов, Полтава — Ромодан, Полтава — Кременчуг. Редакция постоянно держала под контролем сдачу вагонов в регулировку, стала одним из инициаторов формирования длинносоставных поездов и отправки всего порожняка к концу суток. Вот газетные рубрики тех лет — «Ни одного порожнего вагона не оставлять на заводах Харькова», «Все до одного вагона — в регулировку», «Будет порожняк — будет уголь!», «Страна нуждается в топливе. Дайте Донбассу порожняк»…
А потом была война. Многие мужчины редакции ушли на фронт. Трое из них погибли. Те, кто вернулся, награждены боевыми орденами и медалями. После войны газета стала называться «Южная магистраль». Выходила пять раз в неделю тиражом более 12 тыс. экземпляров.
Следующие полвека прошли для газеты под знаком перемен. В 2003 году более 16 тысяч железнодорожников стали подписчиками «ЮМ» — почти каждый третий работающий на ЮЖД. А в нынешнем году тираж газеты поднялся на уровень 27 тысяч. А какая это газета! Полноцветная, очень интересная и для профессионалов железнодорожников, и для их семей (даже для детишек), с обилием тем и мнений — она гордость коллектива Южной железной дороги.
—Вряд ли можно было ожидать такого успеха газеты (даже при наличии классных сотрудников) без повседневной поддержки и внимания начальника ЮЖД Виктора Николаевича Остапчука, — сказал главный редактор Виктор Полянецкий. — Мы чувствуем и видим, как железнодорожники попрежнему доверяют любимой газете, и уверенно смотрим в будущее. Почти все сотрудники «Южной магистрали» — члены Национального союза журналистов Украины, люди творческие, яркие личности, мастера своего дела. Это в основном уже новое поколение газетчиков, продолжающее традиции, заложенные 75 лет назад. Вместе мы пишем летопись Южной, летопись нашего времени.